|
Записки из шалаша в раю
Выпуски старой рассылки:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 | 18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
Выпуски новой рассылки: 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | Выпуск №18 от 11.11.2005 1:49:00 Снова про планы. И статья про школуПро планирование и школу«Тот, у кого есть хороший жизненный план
– Эпиграфом к выпуску была выбрана цитата Виктора Цоя. И не зря. Часто в жизни мы вообще не планируем. Нам её планируют. Планируют те, у кого есть не только хороший жизненный план, и в этом плане есть мы. У кого на собственные планы нет времени – за тех берут на себя труд планировать другие. А хорошо продуманные планы неизбежно сбываются. Потому и живут люди не в своих поместьях, а в «решётках кварталов» и «клетках квартир», как пел Майк Науменко. У очень многих планы примерно такие, в зависимости от возраста:
Откуда берутся такие жизненные планы? Откуда взяться, например, такому жизненному плану: «Сделать счастливой свою женщину»? От родителей, из школы? У меня про школу и вообще образование статья целая получилась. Я её опубликовал в нашей газете «Школа Своего Дела», которую мы выпустили в начале октября на собранные за рекламу деньги 10 тысячным тиражом. Газета уходила просто влёт – интересная и нахаляву. Потом нам наши клиенты говорили, что они не видели газету в заявленных местах распространения. Да это потому, что она разбиралась тут же :). Так вот, планировать нас отучают в течение всей жизни. Сначала – родители и школа, потом – тупеешь на работе, воплощая чьи-то, а не свои планы… До тех пор, пока всё это не осмыслишь и не пошлёшь в ж… Итак – статья. Сегодня 1-го сентября. Шёл утром мимо школы, а там такой заунывный мотивчик, знаете: «Первокла-а-ассник, первокла-а-ассник, у тебя сегодня пра-а-а-азник»? Букеты, новый класс, запах краски. «Здравствуйте, дети. Меня зовут Марьванна – я ваша учительница». И – понеслось: кого на 8 лет, кого на 10. Кому-то мало – добавляют ещё 5, до «вышки». Конечно, почти любой деятельности предшествует обучение. Но часто учёба никак не связана с последующей жизнью. На это, обычно, не обращают внимания. А почему? «У нас в стране самое лучшее в мире образование» и оно почти никогда не используется? Из полученных знаний полезны и применимы только обретённые в процессе деятельности. Ко мне все нужные знания именно так и приходили. Меня зовут Алексей Канищев. Последние 6 лет я просидел за компьютером: половину дома, как вольнонаёмный, половину – в офисе. Сейчас мне 27 лет, из них 15 лет потрачено на потребление информации (школу и институт). До 3-х лет человек получает 95% информации об окружающем мире. 24 года я прожил, что бы получить оставшиеся 5%? «Где-то тут явно кидают» © :). Зачем мне образование, столько знаний, которые потом оказываются ненужными? Эти «специальные» знания мне, наоборот, мешают. И «череп жмёт» и вообще, по жизни получается, что куда эффективней использовать инстинкт исследователя. Я так выучил программирование на практике, с реальными проектами. Всё остальное «образование» - это что-то противоположное обретению навыков, повышающих самостоятельность. Что же происходит по жизни? Детский сад: родители, самые лучшие и любимые на свете люди, занимаются ежедневным выполнением каких-то однообразных действий. Этим действиям придаётся такая важность, что любимого ребёнка сдают днём в «камеру хранения», где его хотя бы покормят. Школа: 10 лет ребёнка приучают к тому, что его родители делали тогда, когда его отправляли в садик – рутинному и бессмысленному выполнению одних и тех же действий. Институт: закрепляют 10-летний навык, полученный в школе, и сужают варианты рутинной деятельности до минимума. После института: оказывается, далеко не в каждом месте нужен именно твой редкий навык, полученный в институте, но окончание института даёт дополнительное преимущество при поступлении на работу. Наличие диплома свидетельствует о дополнительном усердии в том, что бы заниматься бессмысленной ерундой. И ведь, в самом деле, «повторенье – мать ученья». С нескрываемым цинизмом нас 15 лет учат протирать штаны и делать «умное выражение морды лица». Если измерить пользу образования по личному опыту, то читать я умею с 3-х лет, элементарный счёт освоил примерно тогда же. Остальные синусы и прочие законы Ньютона, химию, биологию – выучил бы очень быстро, сразу, как только возникла бы в этом необходимость. Можно один раз научится пользоваться библиотекой и Интернетом. Человек не хранилище специальных данных и знаний – для их хранения есть более другие места и способы. Возражающим – «а вдруг пригодиться?» я рекомендую начинать учить китайский. В самом деле, пригодиться с куда большей вероятностью, чем натуральный логарифм, с таким-то подходом к жизни. Образование это перекладывание ответственности на других, которые, в свою очередь, тоже ни за что не отвечают. Диплом говорит о том, что этот человек мог бы делать такую-то работу. Его отучили быть собой, и он стал кем-то. Вспоминается отрывок из книги В. Мегре, когда он спрашивает своего сына: «А кем ты хочешь стать, сынок, когда вырастешь?». Сын отвечает: «А я уже есть, папа». Мои дети никогда не пойдут ни в садик, ни в школу. И не будут сожалеть о потерянном времени, вспоминая 1-е сентября, как день, в который родители с торжественными масками на лицах совершают… что? :) © Алексей Канищев me@alexvk.ru Карелия, 1 сентября 2005г.
Конец выпуска. Вопрос на неделю: чему научили вас? Про планы я продолжу через выпуск. Следующий на любимую многими тему – «Деньги в поселении и скорость мысли. Кто ваши будущие соседи?»
Рассылка больше не ведётся
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Алексей Канищев |