На текущий момент я немного ознакомился с рынком программного обеспечения для расчёта окон и дверей. Провёл телефонные переговоры с разработчиками программ, продавцами и производителями окон.

Обнаружил, что существует разновидности ПО: для производства, для дилеров, совмещающие оба вида и - с различными «насадками»: бухгалтерия, расчёт зарплаты и т.д.

Программы для производства

Солидные программные комплексы, управляющие станками, оптимизирующие раскрой материала и так далее. Стоят серьёзных денег. Разработкой таких программ занимаются специализированные компании или IT-отделы крупных оконных брендов.

К такой программе требуется отдельная настройка, сопровождение и другое обслуживание. Внедрение таких программных комплексов занимает не один месяц. Но, судя по форумам и телефонным переговорам - об этом никто не жалеет.

У меня сложилось впечатление, что любой дилер, как только встаёт на ноги - сразу же обзаводится собственным производством. Но не все производители пользуются известными программами. Часто используют свои программы, написанные штатным программистом.

Вторая разновидность программ - более «легкий» класс: программы для дилеров.

Программы для дилеров

В этом сегменте есть и крупные компании и «раздолье» для программистов-одиночек, вроде меня. Здесь можно выделить три группы программного обеспечения:

  1. Дилерские модули производственных программ
  2. Программы от производителя или от крупных оконных брендов
  3. Программы, написанные специально для дилеров по их заказу.

Рассмотрим их по отдельности

Дилерские версии, «рабочие места», работающие с основной программой

Крупные компании, производители программного обеспечения для производства выпускают специальные «рабочие места» дилеров. Это программы, которые работают с основной программой, на одном компьютере или в компьютерной сети.

Стоят они, как правило, недорого, ввиду того, что для их работы нужна программа для производства которая сама по себе - дорогая.

Достоинства:

  • Техническая поддержка и сопровождение всего программного комплекса от фирмы-разработчика.
  • Автоматическая поддержка актуальности данных, цен
  • Интеграция с производством, складом, некоторые - и с бухгалтерией.

Недостатки

  • Необходимость покупки лицензий на каждое рабочее место
  • Акцент в программе ставится на производство, поэтому она может быть перегружена всякой технической частью, не имеющей прямого отношения к работе дилера

  • Необходимость обучения сотрудников

Программы от производителей и брендов

Есть отдельные программы для дилеров, поставляемые бесплатно. Но - они «заточены» под работу с конкретным производителем. Здесь ассортимент очень разнообразен: от программ имеющих визуальную среду для  проектирования любых окон до электронных таблиц Excel.

Достоинства

  • Поддержка от производителя (новые версии, консультации)
  • Бесплатность или невысокая стоимость

Недостатки

  • Ограниченность только одним брендом или производителем
  • Необходимость обучения сотрудников

Но есть один существенный момент - дилеру не обязательно (и/или не выгодно) работать только с одним производителем. Если у дилера несколько производителей, то количество программ для расчёта окон может быть больше одной, что очень неудобно. Поэтому многие приходят к мнению, что удобнее нанять стороннего разработчика. Так появляется третья группа ПО для дилеров.

Программы сторонних разработчиков

В этой группе большее разнообразие ПО, в зависимости от требований конкретного заказчика и вложений. Такая программа не может быть сильно дороже дилерской версии популярного продукта и почти не требовать эксплуатационных расходов.

В этом случае вы получаете программу, соответствующую вашим требованиям.

Достоинства

  • Программа «затачивается» чётко под Ваши нужды
  • Стоит недорого
  • Программист сам обучает сотрудников и, в идеале - учитывает их пожелания при разработке.

Недостатки

  • Отсутствие гарантированной поддержки (особенно, если пишет студент)
  • За любое дополнение к программе надо отдельно доплачивать

Резюме

Я больше внимания уделил дилерским программам, потому что моя программа (http://alexvk.ru/window/4u.php) - именно дилерская.

Производитель

Производитель заведомо ограничен в выборе: сначала бренд, выбор которого, скорей всего, определяет оборудование. Потом - выбором программ, работающих с этим оборудованием. Вряд ли таких программ больше трёх-пяти из ныне существующих.

Дилер

У дилера более широкие возможности выбора.

Он может работать с программами от производителей (дилерские версии), или  самостоятельно найти отдельную программу, или заказать новую.

На самом деле, у дилера есть ещё вариант, не такой уж и редкий: толстая папка прайс-листов и настольный калькулятор. Но - описание этого случая выходит за рамки тематики рассылки :).

PS, резюме первых звонков

У меня пока не очень хорошая статистика - я провел всего 15 телефонных переговоров с продавцами/производителями окон. Из них -

2 дистрибьютора считают окна и двери по папке с прайс-листами на листочке с калькулятором. И это - в Москве!

3 фирмы из 15 - работают с программой СуперОкна.

3 фирмы - работают со своими «самописными» программами. У 2 из них - программы весьма продвинуты: производство, продажи, бухгалтерия, склад, расчёт зарплат и что-то ещё.

Это предварительные данные. Дальше я планирую публиковать рейтинги, описания, преимущества, недостатки программ и в рассылке и на сайте.

В следующем выпуске - о целях, определяющих выбор программ расчёта окон и дверей

С уважением, Алексей Канищев, me@alexvk.ru
17 января 2007г.